• Добро пожаловать в сообщество Споттеров!

    Мы рады приветствовать Вас на проекте RuSpotting.net, посвящённом авиационной фотографии!

    Данный проект создан с целью объединить всех увлеченных споттингом в организованное сообщество, которое позволит всем нам расти и развиваться сообща.

    Мы будем очень рады, если благодаря проекту Ваше хобби превратится в профессиональное увлечение.

    Общайтесь с интересными людьми, знакомьтесь с полезной и важной информацией, делитесь своими фотографиями.

    Присоединяйтесь к нашему сообществу Споттеров!

    Регистрация

Музей Авиации Армении

tankasan

Новичок споттинга
Сообщения
240
Реакции
350
В этом году, путешествуя по Армении, и находясь на территории аэропорта "Звартноц" мы совершенно случайно узнали о существовании удивительного музея, который расположен буквально в нескольких десятках метров от аэровокзального комплекса. Не воспользоваться таким шансом мы просто не могли - всё, что все, что связано с историей авиации нас всегда очень интересовало ...

1.


30 сентября 1998 года по случаю 65-летия гражданской авиации Армении на территории аэропорта "Звартноц" был создан Музей истории армянской авиации. Этого музея могло и не быть, если бы не инициатива и энтузиазм бывшего летчика, теперь уже пенсионера и единственного работника и руководителя этого уникального музея - Размика Арташесовича Гаспаряна ...
2.


Своими руками в небольшом помещении старого аэровокзального комплекса он собрал стенды и витрины, подготовил для демонстрации множество архивных документов, фотоматериалов, писем и всех тех экспонатов, с помощью которых сегодня мы можем знакомится с этапами развития армянской авиации, её достижениями, победами и потерями ...
3.


Он сам и провел для нас небольшую, но очень интересную, экскурсию по основным вехам в развитии авиации Армении.
4.


Официальной датой рождения армянской гражданской авиации принято считать сентябрь 1933 года когда в Ереване было создано первое авиационное звено для сельскохозяйственных работ.
5.


Хотя известно, что армянские авиаторы поднимались в воздух гораздо раньше этой даты. В музее есть документы и фотографии на которых запечатлены армянские лётчики - участники первой мировой войны, сражавшиеся вместе с русскими авиаторами против Османской империи с аэродромов, располагавшихся на территории западной Армении.
6.


С установлением мирной жизни на аэродромы Армении начали выполняться периодические полеты самолётов из России и Грузии. Но дальнейшее развитие региона диктовало необходимость в прямых авиамаршрутах между республиками бывшего СССР. Поэтому в 1930 году союзное правительство одобрило желание Армении развивать гражданскую авиацию и уже в 1931 году выделило необходимые средства на постройку и оборудование нового аэродрома на южной границе Еревана. Так появился первый Ереванский аэроузел . А уже 30 сентября 1933 года был совершен первый пассажирский авиарейс Тбилиси - Ереван. Об этих событиях рассказывает отдельный стенд в музее, посвященный пионерам армянской авиации.
7.


Следующий раздел экспонатов посвящен армянским лётчикам и штурманам - участникам и героям Великой Отечественной войны. Благодаря замечательной книге полковника в отставке Хачатура Петросяна "В рядах советских авиаторов" мы сегодня знаем имена армянских летчиках, совершивших огненные и воздушные тараны. Именно им и была собрана основная часть будущих экспонатов музея, которую передала на хранение его дочь – доктор исторических наук Эмма Петросян.
8.


Отдельный стенд посвящен участнику Великой Отечественной войны, главному инженеру прославленной авиаэскадрильи "Нормандия-Неман" Сергею Агаваляну и командиру первого советского партизанского полка в департаментах Тар и Лозер Франции Александру Казаряну. За боевые заслуги Александр Казарян был награжден одиннадцатью советскими орденами и медалями, французскими и итальянскими наградами.
9.


Начиная с 1923 года в Армении существовал аэроклуб, об истории которого рассказывают фотографии и архивные материалы в соседней витрине.
10.


Этот аэроклуб готовил парашютистов, планеристов, авиамоделистов и конечно летчиков, которые за штурвалами Як-18 на аэродроме в Арзни познавали первые азы пилотажа.
11.
http://img-fotki.yan...5_4f5a47b5_orig

Размик Арташесович - сам выпускник этого аэроклуба, летчик и спортсмен, парашютист с большим стажем.
12.


Первый свой прыжок он совершил в 15 лет! А ведь допускали лишь с 16-ти, и весил он всего 45 кг, при норме для прыжков в 48 кг. Было это 1956 году, тогда впервые в воздух был поднят аэростат с парашютистами. Рассказывает, что его тогда сильно понесло и причём к границе, слишком был лёгок, а со стороны подумал, что десантник наверное) Но всё-же сели на мотоциклы и успели подобрать после приземления - прыжок запомнился на долго!)

А затем Размик Арташесович стал и первым мастером спорта по прыжкам в республике. На его счету 606 прыжков, последний из которых - юбилейный, он выполнил в 62 года, в честь 70-я гражданской авиации Армении (на фото ниже, в юбилейном прыжке над Арзни)
13.


Эту памятную фотографию с подписью юбиляра Размик Арташесович подарил нам на память :)
14.


Но основной целью были конечно полёты - в начале на Як-18 и Як-12, а затем уже, работая в Аэрофлоте, на Ан-2 и Як-40. Полёты на сложных горных аэродромах шлифовали его лётное мастерство и в 1970 году Размик Арташесович пересаживается на правое кресло Ту-154, на котором летает 18 лет и заканчивает свою лётную карьеру уже в должности КВС ...
15.


С этапами освоения новых типов самолётов строятся и новые аэровокзальные комплексы "Звартноц", Гюмри (1982г.), Эребуни (1983г.), горные - Горис и Сисиан (1985г.), Мегри ...
16.


Растет число авиаперевозок не только в самой республике но и прямых рейсов по всему Союзу...
17.


С 1 июля 1961 года началась эксплуатация самолетов ИЛ-18. С 1969 года открываются первые регулярные рейсы за рубеж, в Бейрут и Алеппо. С конца 60-х начала 70-х началась эксплуатация самолетов Ан-24, Ту-134, Як-40, а с 1977 года - Ту-154.

Конец 70-х начало 80-х - период переоснащения и внедрения современных технических средств - проводится большая подготовительная работа и допуск а/п "Звартноц" к полетам по II категории ИКАО. Вводятся: новейшая по тому времени светосигнальная система в Гюмри, информационная система в а/п "Звартноц", автоматическая система АСИСС-007, установленная в ЦАВС, и созданная учеными физического института Академии наук Армении ...
18.


Вертолеты Ми-1 заменили Ми-2, а позже их самих заменили Ми-8.
Ушли в легенду первые самолеты Р-5, ПО-2, Си-47, Ил-12, Ил-14 ...
19. (фото сделано в ЛИИ, и подарено музею)


С 1961 по 1981 года объем перевозок увеличился более чем в 20 раз.
20.
http://img-fotki.yan...8_e0ef57e7_orig

Местные воздушные линии (15 аэропортов) работали от восхода и до захода солнца, а в такие трудные горные, как Ехегнадзор и Джермук, выполнялось ежедневно до 8-12 рейсов.
21.


Из аэропорта Звартноц в разные уголки СССР и зарубежья в день осуществлялось около 60-ти рейсов, из которых более 11 рейсов только в Москву ...
22.


Отдельный стенд посвящён армянским женщинам-авиаторам, конструкторам и бортпроводникам. Мало кто знает имя конструктора, впервые рассчитавшего аэродинамику транспортного самолета Т-60 - это Елена Шахатуни. Она же участвовала в создании военных транспортных самолетов ЯК-3, ЯК-6, АН-14, АН-26, АН-30. А смелая бортпроводница Долорес Казарян в 1983 году предотвратила угон самолёта в Турцию ...
23.


Долорес с экипажем на аэродроме "Эребуни" ...
24.


Отдельная часть экспозиции посвящена памяти пилотам, погибшим в годы карабахского конфликта ...
25.


Стена памяти авиаторов Армении ...
26.


О многих удивительных людях рассказывает Размик Гаспарян, и вместе с ним и мы, переходя от одной экспозиции к другой, погружаемся в историю авиации Армении, да и не только Армении, а и всего СССР в целом.
27.


Великие люди, конструкторы, испытатели, пилоты, которые участвовали создании нашей авиации, её развитии и становления, обо всех просто невозможно рассказать за одно посещение. В этих стенах со всей отчетливостью понимаешь, что жива память о людях, которые оставили свой след в истории авиации страны, и это действительно ценно ...
28.


Экскурсия окончена, но так как мы в Армении и чтобы не огорчать радушного хозяина, принимаем его приглашение - выпить по чашечке ароматного кофе. Общение продолжается, вопросов очень много, ведь об истории авиации Армении информации практически нет, а здесь, в стенах этого музея, есть ответы на все наши вопросы.

29. (на фото вместе с Гризельдой Ашотовной Мкртчян - руководителем технической библиотеки аэропорта Звартноц)


Пусть помещение его маленькое, пусть еще далеко не все возможное в нем собрано, но Музей существует и бережно хранит странички истории нашего общего авиационного прошлого, за что отдельно спасибо его хранителю и настоящему энтузиасту Размику Гаспаряну. И я рад, что нам довелось познакомиться и пообщаться с этим удивительным человеком, сумевшим сохранить историю авиации Армении для всех нас ...
30.



p.s. - на первом фото - опознан саблевидный деревянный винт.
Силовой установкой Ан-2 служит поршневой двигатель воздушного охлаждения АШ-62ИР с четырёхлопастным воздушным винтом. Он унифицирован с двигателем более тяжелого транспортного самолета Ли-2, у которого два таких мотора. В основе этого двигателя лежит модель американской фирмы «Райт Циклон» Wright R-1820. На Ан-2 первых серий устанавливался деревянный винт В-509А-Д7 диаметром 3,6 м с саблевидными лопастями. Позже он был заменён винтом В-509А-Д9. Самолеты польского производства получили новый металлический винт АВ-2 с прямыми лопастями. (За дополнение спасибо Виктору Кабанову.)

Все предоставленные для рассказа фотоматериалы принадлежат Музею Авиации Армении.

Нажмите, чтобы прочитать статью
 

AKVA

Знаток споттинга
Сообщения
836
Реакции
2,414
Спасибо .Понравилось очень.Будто сам там побывал.
 
Сверху Снизу