Влад
Для с'емки самолетов и вертолетов (да и других движущихся об'ектов) выдержка чем меньше - тем лучше. Есть такое понятие - экспопара.
Экспопара - это сочетание двух переменных величин: выдержки и диафрагмы, определяющее необходимую экспозицию для конкретных условий съёмки. Многие фотографы уже говорят не об экспопаре, а об экспотройке (выдержка, диафрагма, ISO), т.к. развите электроники позволяет поднимать значение ISO до новых величин получая при этом хорошие результаты. И так, чтобы получить резкую картинку без смаза, на ЭФР=300 нам желательна выдержка 1/600 и меньше, исходя из этого мы подбираем диафрагму и ISO. Если скажем у нас ясный солнечный день, то выставляем ISO как можно меньше (100 или 200), а диафрагму можно поджать до f/6-f/8. Если у нас пасмурно, то тут уже оперируя ISO и диафрагмой добиваемся нужной нам выдержки, стараясь при этом выбирать их минимальные значения.
Не стоит так же забывать про ГРИП. Скажем если вы снимаете на f/2,8 самолет с большим размахом крыла на не большом ЭФР, то очень большая вероятность того, что Вы получите концы крыльев не в фокусе.
Теперь есть еще вот какой момент. Есть винтовые самолеты или вертолеты, при с'емке данных машин "высшим пилотажем" у многих фотографов считается получить резкую по всему полю картинку но со "смазаными" рабочими винтами, как говорится запечатлеть эффект вращения. И вот тут уже надо знать возможности своего фотоаппарата и об'ектива более досканально, дабы выставить такие настройки при которых получим желаемый результат.
Есть еще фото "с проводкой", когда сам об'ект резкий, а ЗП смазан, создавая иллюзию движения. Для такого фото тоже надо подбирать настройки исходя из своих возможностей и возможности своей фототехники.
Так что снимайте и изучайте свои снимки, чтобы получать отличные результаты и радовать красивыми фотографиями нас и себя.
