• Добро пожаловать в сообщество Споттеров!

    Мы рады приветствовать Вас на проекте RuSpotting.net, посвящённом авиационной фотографии!

    Данный проект создан с целью объединить всех увлеченных споттингом в организованное сообщество, которое позволит всем нам расти и развиваться сообща.

    Мы будем очень рады, если благодаря проекту Ваше хобби превратится в профессиональное увлечение.

    Общайтесь с интересными людьми, знакомьтесь с полезной и важной информацией, делитесь своими фотографиями.

    Присоединяйтесь к нашему сообществу Споттеров!

    Регистрация

авиамузеи Европы

Igor Mikhelevich

Новичок споттинга
Сообщения
41
Реакции
79
Всем привет!

Путешествие по авиационным музеям старушки - Европы начнем с берлинского музея Люфтваффе "Берлин - Гато" (Berlin - Gatow), в котором я побывал в 2009 г. Собственно, с этого музея и началась история "проникновения" в европейскую авиаисторию. Своей приличной техники для съемки я тогда не имел (считал, что "мыльницы" будет вполне достаточно), поэтому, когда собрался ехать, позаимствовал у товарищей какой-то Sony (даже модель не помню). Так что к качеству фото претензии не принимаются :) В репортаже я также использовал фото своего немецкого товарища Готфрида Ауэра, естественно, с его полнейшего согласия. Он снимал Pentax'ом, про объектив ничего сказать не могу. Итак,
09I17685-28.jpg


Вход в центральный ангар "украшен" МиГ-12Ф-13 из состава ВВС ННА ГДР. Поразительно, но в этом музее переплелась история некогда двух противоборствующих сторон, и наши МиГи теперь стоят в одном строю со "Старфайтерами" и "Фантомами". Более того, перед входом в центральный ангар выставлены (ну, по крайней мере, были в 2009 г.) три отреставрированных "двадцать первых" нескольких модификаций.
09I18336-29.jpg


Но это я забежал вперед, чтоб "похвастаться". До центрального ангара от входа еще идти и идти, поэтому вернемся к "калитке" и пойдем с начала экспозиции.
На входе на территорию нас встречает противолодочный Бреге 1150 "Атлантик" в изумительном состоянии
09I17005-1.jpg


Далее идет череда истребителей, как наших, так и "забугорных". Собственно, они здесь все забугорные, даже наши...
Вот чешский МиГ-15
09I17020-2.jpg


Рядом с ним соседствует "Сейбр", точнее - его канадский клон Canadair CL-13B
DSC08297-9.jpg


Есть и оригинальный "американец" в варианте перехватчика F-86K с РЛС
DSC08319-12.jpg


Ну, "у нас такие тоже есть": МиГ-17ПФ
09I17039-3.jpg


Учебно-тренировочный Т-33
DSC08300-6.jpg


Дальше - два "Тандерстрика": собственно Рипаблик F-84F
DSC08302-7.jpg


и его фоторазведывательная версия RF-84F "Тандерфлэш"
DSC08304-8.jpg

Какие уроды по сравнению с нашими МиГами...

Польская вариация на тему МиГ-17 - PZL Lim 5P
09I17135-8.jpg


09I17137-9.jpg


Франзузик затесался: Super Mystere 2B. Просматривается насквозь - двигателя нет
DSC08325-13.jpg


Английский Хаукер "Хантер" F6
DSC08341-14.jpg


Из тех же краев - палубный "Си Хок".
DSC08364-15.jpg


А это - противолодочный "Ганнет" английской постройки. Одно крыло сложено...
DSC08367-12.jpg


... а другое - в полетной конфигурации
DSC08381-17.jpg


Основной легкий истребитель-бомбардировщик ФРГ в 60-70 гг. - Фиат G.91. Здесь их несколько, в разных модификациях. Это - R4
DSC08384-18.jpg


А это - "спарочка" R3T
DSC08407-3.jpg


"Летающие гробы" "Старфайтеры" представлены в музее довольно широко. Это и понятно: долгое время эти машины составляли основу истребительной авиации ВВС Бундесвера.
Вот "спарка" TF-104
DSC08395-14.jpg


DSC08406-2.jpg


С ними мы еще увидимся, а пока - легкий транспортный Дорнье До-28 "Скайсервант"
DSC08410-4.jpg


DSC08414-15.jpg


На этом легком самолете заканчивается "Стоянка №1", и мы плавно перемещаемся на следующую стоянку, где техника выставлена так, что ее можно обойти со всех сторон.
Открывает ее вертикально взлетающий "Харриер" GR.1
DSC08418-16.jpg


Следом за ним - моя "родная ласточка" МиГ-23МЛ, которой отдал почти 15 лет службы. Не удержался, проверил заправку спецжидкостями, обжатие пневматиков и амортизаторов. Все в норме, как ни странно.
DSC08430-17.jpg


А это - разведчик-корректировщик и противопартизанский OV-10 "Бронко"
DSC08432-6.jpg


Эта машина, думаю, в представлении не нуждается.
DSC08453-7.jpg


МиГ-23БН (прошу не путать с МиГ-27)
DSC08454-8.jpg


Там же экспортный Су-22М4. На пилоне пушечная установка СППУ-22
DSC08455-21.jpg


А это, по-своему, уникальный самолет, хотя и малоизвестный. Ханза HFB320 Hansa Jet является единственным послевоенным серийным самолетом с крылом обратной стреловидности. На фото - его версия РЭБ.
DSC08461-22.jpg


Еще один Фиат G.91, вполне прилично сохранившийся
DSC08484-11.jpg

И вот мы подошли к тому, что надо ложиться на обратный курс. Нет, экспозиция не закончилась, впереди много интересных экспонатов, просто теперь мы будем "двигаться" в обратном направлении. А пока - перекур...
 
Продолжаем экскурсию по стоянкам.
В рядах отечественной техники представлены также отреставрированный МиГ-23МФ
09I17126-6.jpg


"Спарочка" Су-17УМ3 (под каким обозначением на экспорт поставлялась - не помню)
09I17146-10.jpg


Ми-24В
09I17195-11.jpg


Легендарный Ил-28
09I17218-12.jpg


Воздушный командный пункт (ВКП) Ми-9. Судя по маркировке, успел еще послужить в Люфтваффе
09I17228-13.jpg


"Грузовичок" Ан-26 тоже возил военнослужащих Бундесвера
09I17242-14.jpg


Ми-24П
09I17249-15.jpg


Размалеванный Су-22М4
09I17257-17.jpg


и его "старший брат" Су-20 (экспортный Су-17М)
09I17264-19.jpg


"Супостатовский" тактический разведчик RF-4F "Фантом"
DSC08516-13.jpg


Оригинальный Nord N-5601 "Норатлас" французского производства
DSC08538-15.jpg


А вот English Electric "Канберра"В.2
DSC08543-16.jpg


Родной наш Ми-4
DSC08590-19.jpg


Очень мне знакомая (порой - до слез) "спарка" МиГ-23УБ
DSC08593-21.jpg


"Дельфин" (Аэро L-29). Состояние - то еще...
DSC08609-23.jpg


А вот и Bell UH-1B "Ирокез"
DSC08611-24.jpg


Красавец Dassault "Мираж" IIIE
DSC08618-32.jpg


DSC08645-27.jpg


Подарок от англичан - English Electric "Лайтнинг" - первый английский сверхзвуковой истребитель
DSC08687-33.jpg


Очередной "Старфайтер", с ускорителем
DSC08776-31.jpg


Ну, теперь заглянем в ангары. Там две больших экспозиции. В самом большом (с фасада которого мы начали экскурсию) большая часть площади отведена под основные типы, состоявшие на вооружении Люфтваффе и ВВС ННА ГДР. Помимо препарированных машин каждому самолету отведено дополнительно по залу, где размещены двигатели, кабины, катапультные кресла, РЛС и пр. На мониторах постоянно крутится кинохроника об эксплуатации конкретного типа ЛА. Мне было очень интересно посмотреть на обслуживание "Старфайтеров", "Фантомов", так сказать, с профессиональной точки зрения. Жаль только, что времени с 9 до 18 явно недостаточно, чтобы посмотреть все без спешки. Вот несколько "зарисовок" из этого ангара.
09I17328-21.jpg


09I17341-22.jpg


09I17343-23.jpg


09I17346-24.jpg


09I17350-25.jpg


Второй ангар - поменьше (но тоже здоровый), в нем "Торнадо" и МиГ-29 соседствуют с УТС "Альфа Джет" и Фуга "Мажистер", вертолетом Сикорского UH-34, другой техникой
09I18455-33.jpg


09I18471-34.jpg


09I18625-35.jpg


DSC08890-3.jpg


DSC08914-1.jpg


DSC08936-2.jpg


А на улице еще много чего интересного. Вот, например, ЗРК "Найк-Геркулес" и "Хок". Есть там и С-200 наш, но фотку что-то не нашел
09I17382-27.jpg


09I18418-30.jpg


А это - знаменитый (в свое время) "Першинг"
09I18424-31.jpg


Наша "восьмерка" в пассажирском исполнении
09I18428-32.jpg


МВВ Во-105 "с тонированными стеклами". Поди, "крутые" летали...
DSC08805-37.jpg


"Ханза Джет" в VIP-исполнении
DSC08806-38.jpg


Ну, и в заключение, памятник летчикам. Наверняка, из какого-то восточно-германского гарнизона. Почему-то облит зеленой краской. Вандалы?...
09I18640-36.jpg

В целом, музей замечательный. И живой. Заметна постоянная деятельность персонала (военного, кстати) по содержанию экспонатов. Какие-то огнетушители возят-расставляют, кабели куда-то тянут и т.д. Кроме того, в течение года там проводятся различные мероприятия, собираются моделисты, коллекционеры... Да и техника, в основном, в нормальном состоянии. Конечно, многие машины нуждаются в реставрации, но с технической точки зрения все они - вполне приличные.
Спасибо за внимание! "В следующем выпуске - аэрокосмический музей в Ле Бурже. Не пропустите!...
 
Ну вот, наконец-то выбрал время для продолжения темы. Итак, авиационно-космический музей в пригороде Парижа, именуемом Ле Бурже. Всем, конечно, знаком, проводящийся там Парижский авиасалон (ну, хотя бы по сообщениям прессы), а вот музей не так популярен, поэтому расскажу о последнем (тем более, что на салоне пока еще не был ;)).
e05c0.jpg


Мы у центрального входа. Довольно эффектного, надо заметить. Три Фуга "Мажистер" в раскраске "Патруль де Франсе". Прямо над входом - часы Breitling
6a9927c.jpg


Зашел. И тут началось.... "Вход в Boeing-747 - 8 евро, в "Конкорд" - 8 евро, еще что-то - 5 евро" и т.д. Когда я сказал, что "мне бы только экспозицию посмотреть", интерес ко мне сразу же угас, равно и улыбки на лицах девушек на ресепшене. Ну да ладно... О своих впечатлениях об этом музее я выскажусь в заключении, а пока посмотрим, что там экспонируется.

На входе нас встречает "Супер Этендар" - палубный штурмовик Дассо.
9af62a71.jpg


Далее по ходу - канадская амфибия Canadair CL-215
0e5dc1b72.jpg


Красавица "Каравелла" 12 - творение французского авиаконструктора Пьера Саттра
7f0d5faf.jpg


Вот она с другого ракурса
14ae77.jpg


Нет, что ни говорите, а была в каждом из самолетов тех лет какая-то индивидуальность! И никак не спутаешь, даже издали, "Каравеллу" и Ту-134, Боинг-727 и Ту-154. А сейчас и не сразу поймешь, что летит - А330-200 или В-767. Присматриваться надо...

А это "региональник" из 70-х - Дассо "Меркьюр". Полагаю, машина знакома далеко не каждому
d9ba27a5d.jpg


"Грузовичок" В-727
7a861808.jpg


Плавно переходим с гражданской на военную тематику. "Переходом" служит самолет радиоразведки и РЭБ на базе пассажирского Дугласа DC-8-63F
448078e19.jpg


Военной техники там больше, чем цивильной. Есть и наши машины. Вот МиГ-21Ф-13
e44d6.jpg


Рядышком - моя родная "ласточка" МиГ-23МЛ
2f172.jpg

Правда, слегка изуродованная: АПУ-23 для ракет Р-23 (которые под крылом вешаются), исконно серебристого цвета, почему-то одеты в камуфляж. А нанесение бортового номера - и в страшном сне не могло присниться... Эти тонкие линии, откуда они их взяли? Не иначе, реставраторы - художники, которые "так видят". "Поубивал бы гадов"!..
Наши еще есть в ангарах, но это - потом. Пока ходим по стоянке. Вот SAAB-35 Draken
bb23d03.jpg


920bffe4de.jpg


А это - американский Рипаблик F-105F "Тандерчиф". Пожалуй, самый "продвинутый" истребитель-бомбардировщик 60-х гг. Хоть и не красавец...
3547f.jpg


3486a.jpg


Английский Hawker "Hunter" из состава ВВС Швейцарии смотрится куда скромнее
957092cb.jpg


Бреге 1150 "Атлантик" уже знаком нам по музею Люфтваффе. Этот - из состава ВМС Франции
b3d6e4.jpg


Еще один "противолодочник" - Локхид Р-2V "Нептун". Был такой фильм в 70-х, "Лисы Аляски". Там янки на таких "Нептунах" гонялись за нашими подлодками...
4f8a4.jpg


Легкий военно-транспортный Норд N-262 - оттуда же
f6899def.jpg


Поскольку музей - авиационно-космический, на улице выставлены "Арианы". Космосу посвящен также огромный павильон, после посещения которого у меня сложилось впечатление (особенно в сравнении с разгромленным тогда павильоном "Космос" на ВДНХ), что именно французы - мировые лидеры в освоении космического пространства. К их чести, в павильоне есть макет Р-7 на стартовом столе и несколько стендов об отечественной космонавтике.
13ee1.jpg


На улице также хорошо нам знакомый по Берлину Локхид F-104 "Старфайтер"
19cb60d50.jpg


И еще выкатили на территорию на время первый опытный "Рафаль" и тяжелый истребитель "Мираж" 4000, который так и остался в единственном экземпляре. Когда я туда сунулся поснимать эти машины, мне наперерез кинулись несколько человек, которые что-то кричали и размахивали руками. Доступ к самолетам был перекрыт забором и маханием рук. Поэтому только "с хвоста" и удалось их щелкнуть.
62df0f8.jpg


Стоянку мы осмотрели. С удивлением обнаружил, что один из центральных экспонатов - В-747 - я почему-то не заснял. Ну и Бог с ним...
Далее вашему вниманию будут представлены экспозиции, находящиеся в павильонах. В следующий раз...
 
Большое спасибо! Очень интересно.
 
Ждем продолжения :)
 
"Следующий раз" наступил очень скоро. "По просьбам трудящихся", как говорили раньше...
Итак, музей Бурже располагает несколькими, значительными по площади, ангарами, в которых размещена основная часть экспозиции. Каждый из них посвящен отдельной теме: зарождение авиации во Франции (сплошь "этажерки", я к ним равнодушен), Вторая Мировая, реактивная техника, ВВС, космос, вертолеты... Все экспонаты в идеальном состоянии (думаю, вы уже заметили разницу между берлинскими машинами на стоянке и парижскими), но расположение многих из них довольно спорное. Значительная часть экспонатов размещена на высоких подставках, так, что детально рассмотреть можно только "живот". Правда, в некоторых павильонах есть балконы, но с них можно снять не каждую машину, и не в том ракурсе, в котором хотелось бы. Ладно, от слов - к делу, смотрите сами...
Вот первый французский реактивный самолет "Тритон"
70ce1934d0.jpg


Экспозиция, демонстрирующая поиски и искания французских авиаконструкторов в борьбе за скорость. На переднем плане - "Гриффон"
adc96e41.jpg


Вот он с другого ракурса. Согласитесь, машина необычная
3bed9053.jpg


А это - опытный СВВП "Мираж" IIIV. На заднем плане, помимл "Гриффона" - первый опытный "Мираж" III и его конкурент в битве за заказ от ВВС Франции - "Тридан". Интересно заметить, что на первых порах военные делали ставку именно на "Тридан", пока программа "Миража" пробуксовывала.
8bfa26.jpg


7a5d9136.jpg


Вот "Тридан" крупным планом
e1c6f81.jpg


Ледюк - 010
02d48fb.jpg


Первый реактивный истребитель собственной разработки, поступивший на вооружение ВВС Франции MD-450 "Ураган"
d1ba31fb.jpg


Продолжатель "дела "Урагана", Дассо "Мистер"IV
666abe.jpg


Состоял на вооружении ВВС Франции и американский F-100 "Супер Сейбр"
a8816cb.jpg


Опытный "Мираж" G.8 с изменяемой геометрией крыла
dc6a7e.jpg


Первый опытный "Мираж" 2000
723630f3c5.jpg


А вот такого я еще не видел! Даже в училище... "Мираж" F.1 из плекса "с полной начинкой". Вот уж действительно, наглядное пособие!
1ac14c7e88.jpg


В отдельном ангаре - два "Конкорда" и стратегический бомбардировщик "Мираж" IVA.
68a83.jpg


Сидит на входе в ангар смотритель (там очень много чер... , простите, афроамериканцев, впрочем, как и в Париже, в целом), Спрашиваю: можно ниши шасси у "Миража" снять? - Нет. И как я его не уговаривал, "товарищ" остался непреклонным. Видимо, потому, что я его разбудил...
13c0f6a62.jpg


В вертолетном ангаре представлены довольно известные "Алуэтт" II
e3ef5f.jpg


"Алуэтт" III
d200cc140.jpg


Вариация на "соосную тему" от Бреге
5025330331.jpg


И даже вот такой индивидуальный летательный аппарат
48c772f118.jpg


Очень классный павильон, посвященный Второй Мировой войне. Из наших там на почетном месте Як-3 из "Нормандии-Неман"
5bf8ca72.jpg


и И-153 "Чайка"
4f2cfc727.jpg


Присутствуют также: Фокке-Вульф-190
706cd.jpg


английский "Спитфайр", французские самолеты
0681d4f.jpg


А под потолком над всеми возвышается Дуглас DC-3. Но снять его невозможно, т.к. павильон маленький, и куда ни встань, целиком захватить самолет невозможно.

За кадром осталось значительное количество экспонатов, но многие я не снимал по причине отсутствия интереса, некоторые не получились из-за проблематики с условиями съемки. Но основные экспонаты, доступные на тот момент, освещены в этом репортаже.
Ну и, в двух словах, личное мнение о музее. Безусловно, представляет огромный интерес. Собрано и бережно сохранено (причем, в идеальном состоянии) очень многое из истории французской авиации и космонавтики. Но:
1. Значительное количество техники находится в запасниках и недоступно посетителям. Меня вообще убивает это музейное понятие "запасник", я не понимаю его смысла. Хранить ради самого процесса хранения? Для будущих поколений? А как быть с ныне живущими? Или они не достойны, не созрели еще? Бред какой-то...
2. Полы (может, кто уже заметил) в ангарах выкрашены глянцевыми красками, которые, из-за прозрачных потолков, дают жуткий отблеск на нижние поверхности машин. Какая уж тут может быть качественная фотосъемка?
3. Ну, о положении аппаратов я уже говорил.
4. Очень строгие правила, не терпящие исключений. Я бывал и в других музеях, и всегда удавалось договориться, если надо сделать т.н. waklaround с детальной съемкой. А тут все уперлись...
Ну, вот такой музей.

Далее - репортаж из Мюнхенского музея техники и его авиационного филиала в Обершляйхайме. В качестве рекламы след. репортажа - фото плаката из Обершляйхайма. Ну как?
IMG_5117-1.jpg


Всем - до скорого! И спасибо за добрые слова!
 
Итак, продолжаем тему.
В 2011 г. я посетил Мюнхен. Одна из главных целей - знаменитый Технический музей. Авиационная составляющая этого, пожалуй, основного государственного хранилища авиатехники размещена в двух местах: собственно в Техническом музее (в самом Мюнхене) и его авиационном филиале - в пригороде Обершляйхайм. Добираться туда несложно: из Мюнхена на электричке где-то полчаса езды, а потом столько же - пешочком. Но местечко там интересное - тихий пригород с красивыми особняками, кайзеровские казармы и огромный парк. Само по себе место, достойное внимания. А уж если там еще и музей - тем более...
Но начнем все же с главной экспозиции, размещенной в Техническом музее. Там собрано почти все, чем по праву может гордиться Германия в авиационной сфере. Кроме того, там серьезные экспозиции по другим видам техники (авто, ж/д, морская), поэтому каждый может найти для себя наиболее интересное. Очень порадовало обилие деток и молодежи в залах музея.
Экспонаты расположены на трех этажах, невзирая на их размеры и вес.

Вот буревестники реактивной эры: ракетный Ме-163 и Ме-262 с ТРД.
IMG_4820-1.jpg


IMG_4865-1.jpg


Фау-1
IMG_4874-1.jpg


Ме-109, а на заднем плане Физелер Fi-156 "Шторьх"
IMG_4887-1.jpg


На втором этаже - транспортный Юнкерс Ю-52
IMG_4908-1.jpg


IMG_4919-1.jpg


Еще несколько экспонатов довоенной поры от "Юнкерс"
IMG_4915-1.jpg


IMG_4917-1.jpg


IMG_4921-1.jpg


В главном корпусе еще много чего интересного, но времени на все, как обычно, не хватает. Поэтому поехали в Обершляйхайм. Кстати, если вы идете в главный корпус в Мюнхене (было, кажется, 8 евро) и говорите на кассе о своем желании посетить Обершляйхайм, вам дают туда контрамарку (а так билет стоил 6 евро). Мелочь, а приятно...

Все экспонаты "авиафилиала" размещены в крытых ангарах, так что даже дождь осмотру экспозиции не помешает. А это на приангарной стоянке наш соотечественник в рабочем состоянии.
IMG_4923-1.jpg


Вот сколько там всего! А на переднем плане Хейнкель He-111, выпускавшийся испанской CASA по лицензии
IMG_4925-1.jpg


Далее я не буду описывать каждый экспонат: в этажерках не силен. Просто посмотрите на эту красоту!
IMG_4927-1.jpg


IMG_4928-1.jpg


IMG_4931-1.jpg


IMG_5116-1.jpg


IMG_4933-1.jpg


IMG_5630-1.jpg


IMG_4934-1.jpg


А это - последнее детище Вилли Мессершмитта - НА-300. Начинали испанцы, потом этот самолет планировали строить в Египте (двигатель тоже под него разрабатывали). Но именно проблемы с последним и погубили проект.
IMG_4935-1.jpg


F-4F "Фантом"
IMG_5115-1.jpg


IMG_5639-1.jpg


Транспортный самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) Дорнье Do-31. Были построены три прототипа. Два из них в Мюнхенском музее (один - в главном корпусе), а третий - в музее Дорнье.

IMG_5233-1.jpg


Пока я крутился около Do-31, подошел мужичок. Оказался участником испытаний этого самолета, техником по авиаоборудованию. Рассказывал интересные вещи из истории испытаний. Жаль, что я не в совершенстве владею языками, а то бы можно было вытянуть из него много чего интересного.

IMG_5236-1.jpg

Под До-31 макет еще одного немецкого СВВП - сверхзвукового истребителя VJ101C. Один из прототипов выставлен в главном корпусе в Мюнхене.

А это - третий немецкий СВВП - истребитель-бомбардировщик VAK-191.
IMG_5520-1.jpg


Вообще то, что немцам в 60-е годы удалось создать, построить и испытать три совершенно разных "вертикалки", вызывает большое уважение. Мы в то время смогли "родить" лишь демонстратор Як-36 и нереализованный полностью ВВА-14 конструктора Бартини. Правда, в распоряжении немцев были специализированные двигатели Роллс-Ройс, что фактически стало залогом реализации их программ. Ну, а "не пошли" они из-за финансовых проблем и сложности с эксплуатацией самолетов такого типа.

Еврофайтер EF-200
IMG_5145-1.jpg


На переднем плане - кабина американо-германского экспериментального детища Х-31 с управляемым вектором тяги (УВТ).
IMG_5234-1.jpg


Позади "Еврофайтера" - знаменитый в свое время Локхид Т-33.
IMG_5637-1.jpg


Х-31 крупным планом. Интересная машинка. Только с УВТ у них как-то не срослось...
IMG_5213-1.jpg


На закуску - наши ласточки
IMG_5144-1.jpg


IMG_5143-1.jpg


В целом, музей замечательный. И в частности - тоже. Рекомендую...
Далее наш маршрут по авиамузеям лежит в Прагу. Там отличнейший музей. До встречи!
 
Сверху Снизу